Новости
Удовлетворяет ли Вас качество бензина, продаваемого в Вашем регионе?
Всего голосов: 203
Бензин выбивается из лимитов. Участники рынка раскритиковали новые правила торгов топливом
"Коммерсант", 10.09.2025
Новые правила торгов бензином на Петербургской бирже вызвали недовольство участников рынка. Трейдеры опасаются, что лимиты на рост котировок и ограничения количества заявок могут исказить ценообразование. Минэнерго называет нововведения временными и отмечает, что они направлены на охлаждение завышенного спроса на бирже. Несмотря на снижение оптовых цен, внутренний рынок по-прежнему испытывает дефицит топлива, указывают аналитики.
Новые правила торгов бензином на Петербургской бирже грозят искажением индексов и их отрывом от реальных оптовых цен, свидетельствует опрос “Ъ” участников рынка. Биржа изменила механику торгов бензином с 8 сентября. Лимит ценовых колебаний по АИ-92 и АИ-95 с железнодорожной отгрузкой от текущих котировок установлен в размере плюс 0,01% против прежних плюс 0,5%. Кроме того, теперь на предварительных торгах и аукционе открытия один участник может подать только одну заявку на один лот, а в основной сессии — не более 15 заявок по каждому инструменту, в одной заявке допускается максимум три лота.
Как рассказывают источники “Ъ”, Минэнерго указывало, что ограничения на рост цен в пределах 0,01% и другие новые правила введены временно — чтобы больше покупателей могли получить доступ к торгам.
Но, подчеркивают собеседники “Ъ”, производство бензина не покрывает спрос, и из-за новой механики биржевые цены перестают отражать рыночный уровень в крупном опте. По словам одного из них, похожая ситуация была во время топливных кризисов 2010–2011 годов, когда биржевые котировки были в два-три раза меньше реальных цен перепродажи бензина и дизтоплива вне биржи. По мнению еще одного источника “Ъ” в отрасли, искусственное занижение биржевых цен неминуемо приведет к росту закупок бензина при помощи «роботов», что делает меры контрпродуктивными.
На Петербургской бирже перенаправили запрос “Ъ” в Минэнерго. Там сообщили, что новые меры обсуждались с нефтекомпаниями, ассоциациями трейдеров, ФАС и ЦБ. «Абсолютное большинство участников рынка поддержало данные меры, направленные на стабилизацию ценовой ситуации, охлаждение завышенного спроса в биржевом канале реализации»,— отметили в министерстве. За первые два дня работы ограничения позволили стабилизировать и даже снизить биржевые цены на бензин, добавили там.
В ЦБ заявили, что Петербургская биржа вправе изменять дизайн торгов, в том числе устанавливать предельные границы колебания цен, а также ограничивать число лотов в заявках и количество самих заявок.
Изменения, отметили в ЦБ, призваны не допустить высокой волатильности на рынке нефтепродуктов, «обеспечив возможность для участников торгов выставлять заявки, цена которых максимально приближена к текущим рыночным ценам».
В ФАС от комментариев отказались.
10 сентября АИ-92 на Петербургской бирже по индексу европейской части России подешевел на 0,45%, до 71,57 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 0,14%, до 78,96 тыс. руб. за тонну. Цены на дизтопливо выросли на 1,3%, до 63,55 тыс. руб. за тонну, достигнув пиковых показателей с начала 2025 года. Но, по словам источника “Ъ” в отрасли, после введенных ограничений можно ориентироваться только на стоимость топлива на нефтебазах, где она уже значительно выше биржевых цен.
С введением новых правил объем биржевых торгов нефтепродуктами в моменте сократился. По данным биржи, 8 сентября в оптовом сегменте реализовано 31,92 тыс. тонн бензина, что на 4,8% меньше, чем в предыдущий торговый день. Объем продаж АИ-92 снизился на 12,2%, до 17,34 тыс. тонн, что стало минимумом за 2025 год. 9 сентября продажи бензина сократились на 2,1% к предыдущему дню, до 31,26 тыс. тонн. Хотя 10 сентября реализация топлива выросла на 5,6%, до 33,12 тыс. тонн. Объем продаж АИ-92 увеличился на 1,6%, до 19,14 тыс. тонн, АИ-95 — на 13,1%, до 13,98 тыс. тонн.
В обзоре Национального биржевого ценового агентства отмечается, что 10 сентября топливо на бирже реализовывалось с соблюдением планов, поставщики по возможности стремились увеличить предложение, а основные покупатели меняют тактику поведения, так как объем, покупаемый сейчас, будет поставлен в середине — конце октября.
Начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст» Олег Абелев считает замечания участников торгов справедливыми. По его словам, переработка топлива уже два месяца отстает от потребления, что по законам рынка должно вести к росту цен. Если же биржевая цена не может расти при дефиците, то она перестает отражать реальную стоимость товара, баланс спроса и предложения, а также лишает участников рынка инструмента анализа и принятия решений, добавляет аналитик. Ограничения на число заявок, продолжает он, сдерживают совокупный спрос, не позволяя крупным покупателям конкурировать за ограниченное предложение, поэтому объемы торгов начнут сокращаться.
- Подробности
- Автор: РТС
- Категория: Новости
- Опубликовано: 10 Сентябрь 2025
- Создано: 10 Сентябрь 2025
