Новости

Удовлетворяет ли Вас качество бензина, продаваемого в Вашем регионе?

Да - 62.6%
Нет - 37.4%

Всего голосов: 203

 

Летом 2015 года на российском рынке бензина снова возникли проблемы — цены в крупном и мелком опте резко выросли, при этом в опте и рознице снова возник диспаритет. О том, что произошло на рынке, и каким образом ситуация будет исправлена, рассказал начальник Управления контроля ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин в интервью «Аналитике товарных рынков».

 

— Дмитрий Николаевич, как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на российском рынке бензина?

— Ситуация непростая с точки зрения диспаритета цен в оптовом сегменте и в рознице. Но я бы не сказал, что она вышла из-под контроля, потому что за последние годы нам удалось создать механизмы, которые помогают стабилизировать рынок.

Еженедельное обсуждение рынка нефтепродуктов в рамках Биржевого комитета при ФАС России позволяет нам находиться в постоянном контакте со всеми участниками рынка, быстро реагировать на негативные тенденции и предпринимать меры, необходимые для нормализации ситуации, поэтому мы смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом. ФАС России разработала план действий на ближайшие месяцы, и мы будем его придерживаться.

 

Главное — насытить рынок товаром

 

— В чем заключается план действий?

— Мы ожидаем, что в июле–августе предложение бензина увеличится как косвенно, так и в абсолютном выражении. Чтобы обеспечить рост предложения бензина на торгах, ФАС России направила рекомендации большинству нефтяных компаний.

«Газпром нефть» должна поставить на российский рынок примерно 10 тыс. т бензина из Беларуси. Мы рассчитываем, что большая часть этого топлива будет продана на бирже.

ЛУКОЙЛ рассматривает вопрос об увеличении объема давальческой переработки нефти в Беларуси. В середине июля компания отчитается о своем решении. Если ЛУКОЙЛ решит переработать в Беларуси дополнительный объем нефти, можно ожидать, что компания увеличит продажи бензина на биржевых торгах.

В ближайшие недели запланирован выход из ремонтов ряда НПЗ. В конце июля завершится ремонт на Сургутском ЗСК «Газпрома», и мы ожидаем, что «Газпром газэнергосеть» увеличит объемы реализации бензинов на бирже. В апреле «Газпром газэнергосеть» была лидером по продаже бензинов на биржевых торгах, ее объемы были сопоставимы с объемами «Роснефти».

ФАС России анализирует работу на рынке крупнейших компаний, в том числе «Роснефти». Нас радует, что лидер отрасли не снижает продажи бензина на бирже.

«Башнефть» в июле планирует увеличить переработку нефти на 200 тыс. т и за счет этого дополнительно произведет 40–50 тыс. т бензина. Это означает, что увеличится и предложение уфимского товара на биржевых торгах.

ЛУКОЙЛ вводит на Нижегородском НПЗ второй комплекс каталитического крекинга, что дополнительно даст 2 тыс. т бензина в сутки. После запуска второго каткрекинга у ЛУКОЙЛа изменится внутренний баланс по бензину, компания сможет торговать продуктом «в рынок».

Косвенное увеличение предложения бензина на биржевом рынке произойдет 13 июля, когда на СПбМТСБ заработает дополнительная торговая сессия. Мы создаем для нефтяных компаний и любых других участников рынка опцию, которая позволяет не залазить в биржевой стакан и не мутить в нем воду, а удовлетворять свой спрос в ходе отдельной сессии.

— Если дополнительная сессия не оправдает ожиданий, ФАС России выйдет с инициативой введения запрета для нефтяных компаний на покупку товара в ходе основной сессии?

— Любые запреты должны быть обоснованными и соответствовать действующему законодательству. Существует Гражданский кодекс, который гарантирует свободу договора и товарооборота. Запрет приобретения товара на бирже для любой категории участников торгов вряд ли будет соответствовать нормам ГК РФ.

Запрет — это поверхностное решение, и самое неэффективное. Любые запреты всегда сопровождаются попытками их обходов. Поэтому первый шаг — это дополнительная сессия.

— Сложно с вами не согласиться. А что дальше?

— В дальнейшем необходимо прививать культуру биржевой торговли и цивилизованного рынка, чтобы не видеть каждый год какие-то новые ухищрения со стороны нефтяных компаний по взвинчиванию цен или удержанию их от падения.

Совместно с биржей и другими регуляторами мы работаем над уравниванием в правах всех участников торгов. Занимаемся объединением трубных и железнодорожных базисов поставки.

Кроме того, мы должны найти способ снизить волатильность оптовых цен на бензины. Ведь проблема возникает не только тогда, когда цена резко растет, но когда она резко падает. Скачки и в одну, и в другую сторону излишне раскачивают рынок.

Хотелось бы прийти к ценовой волатильности российского рынка бензина в течение года на уровне 20%, то есть не более 10% в одну и в другую сторону. Такая же волатильность в последние годы наблюдается на рынке дизельного топлива.

 

Белорусы не пришли на помощь

 

— Давайте вернемся к текущим проблемам. С чем, по вашему мнению, связан затяжной рост оптовых цен на бензины?

— Рост цен вызван комплексом факторов, как традиционных, возникающих каждый год, так и специфических.

Традиционные причины — это сезонное увеличение спроса в летний период. К сожалению, мы не научились прогнозировать спрос на нефтепродукты и поэтому не можем подготовиться к каким-то непредвиденным ситуациям на рынке, учесть все возможные риски.

Еще весной некоторые аналитики и чиновники говорили, что в этом году потребление бензина в России снизится. Однако ничего подобного не происходит. У нас увеличился внутренний туризм, россияне больше путешествуют по стране на собственных автомобилях. Поэтому потребление автобензина в России не уменьшилось, оно как минимум на уровне прошлого года.

Ремонты на НПЗ весной и летом также способствовали росту цен на бензины.

— А какие специфические факторы привели к росту цен? Были ли нарушения со стороны нефтяных компаний?

— Белорусы в этом году поставляют бензины в Россию из рук вон плохо. Такого не было ни в 2013 году, ни в 2014 году.

В настоящее время мы не наблюдаем манипуляций на бирже, однако ФАС России беспокоит положение дел на мелкооптовом рынке, поскольку он сильно влияет на ситуацию на торгах.

ФАС России уже получила жалобы от участников рынка из нескольких регионов на ограничение отгрузок мелкооптовых партий бензина. Эта проблема, к сожалению, массовая, и носит искусственный характер, так как запасы бензина в 2015 году выше, чем в прошлом.

ФАС России также тревожит снижение объемов продаж бензина на биржевых торгах. Российский рынок остро реагирует на ситуацию, когда сначала на биржевой площадке продается 18% производимого бензина, затем объем реализации сокращается до 14% от производства, кроме того, в эти 14% залазят нефтяные компании, которые увеличивают закупки топлива на бирже друг у друга, тем самым дополнительно снижая предложение для независимых участников рынка.

Это основные специфические факторы текущего года.

ФАС России проанализировала поведение каждой нефтяной компании. Одни компании сократили производство автобензина, другие увеличил экспорт товара, некоторые сделали и то, и другое. Ряд компаний ограничили мелкооптовые поставки бензина. ФАС России уже высказала претензии к каждой нефтяной компании, и мы ожидаем от них адекватную реакцию.

 

Перегибы на местах

 

— Мелкий опт остается самым непрозрачным сегментом топливного рынка, в то же время проблемы с отпуском мелкооптовых партий раскачивают биржевую цену.

— Это так. 13 июля мы проводим встречу с независимыми участниками рынка. Мы понимаем условия, в которых они вынуждены работать, и нам очень важно получать любые сигналы о проблемах с отгрузкой товара мелким оптом.

Сейчас ФАС России не наблюдает какой-то централизованной политики нефтяных компаний по ограничению поставок бензина. Проблема ограничения мелкооптовых отгрузок — субъективная, на уровне местных «князьков», которые, попав на нефтебазу, решили, что они могут распоряжаться топливом как хотят. Чувствуя период высокого спроса, эти менеджеры начинают работать даже не на свою компанию, а на собственный карман.

Мы договорились с нефтяными компаниями совместно бороться с произволом в их сбытовых предприятиях. И я буду признателен, если мне будут поименно называть тех людей, которые мешают нормальным отгрузкам продукции. Готов непосредственно взаимодействовать с участниками рынка по любому такому вопросу.

— Каким вам видится развитие мелкооптового рынка нефтепродуктов? Следует ли мелкий опт выводить на биржу?

— Мелкий опт стал приоритетным для ФАС России. Мы будем анализировать ситуацию и развивать мониторинг этого рынка, чтобы понять, как сделать его максимально прозрачным с точки зрения обеспечения продуктом.

К биржевой торговле мелкооптовыми партиями нефтепродуктов я отношусь с осторожностью, так как этот вопрос нуждается в детальной проработке. Основной вопрос здесь — как обеспечить достаточный уровень ликвидности биржевых торгов мелкооптовыми партиями товара. Ведь мы видим крупнооптовые базисы, где не всегда есть достаточная ликвидность.

Но я не исключаю необходимости развития этого инструмента. ФАС России в рамках Биржевого комитета создала рабочую группу по развитию биржевой торговли мелким оптом, и мы надеемся вместе с экспертным сообществом и участниками рынка понять, как обеспечить достаточный уровень ликвидности этого рынка.

В качестве пилотного проекта мы рассматриваем мелкооптовую торговлю на бирже с Володарской нефтебазы. Преимуществом мелкооптовой торговли на крупных хабах является поставка товара в течение 5–10 дней после сделки. Проблем с ликвидностью не ожидается, так как на Володарской нефтебазе будет несколько продавцов и много покупателей.

 

Чем теплее, тем больше бензина

 

— ФАС России предложила рассмотреть возможность введения гибкого норматива биржевых продаж бензина в зависимости от сезона. Означает ли это, что рынок перерос 10%-й норматив?

— Мы действительно предложили нашим коллегам в Минэнерго и участникам рынка подумать, достаточно ли 10% от производства бензина в период сезонно высокого спроса. Но это не значит, что рынок перерос 10%-й норматив.

Минимальная величина продажи на бирже определялась исходя из объемов рынка. Во время обсуждения проекта Совместного приказа мы говорили, что 10% от производства бензина соответствует 10% от его поставок на внутренний рынок.

Но если проанализировать пропорции производства и потребления бензина с учетом сезонности, летом 10% может оказаться той величиной, которая ниже приемлемой ликвидности. Такая ситуация может искусственно раскачивать рынок и приводить к дополнительному росту цен.

Вместе с экспертами и участниками рынка мы должны проанализировать, соответствует ли тот норматив, который когда-то установили ФАС и Минэнерго, ситуации на рынке бензина в летний период.

— Вы назвали снижение поставок бензина из Беларуси в качестве одной из причин роста цен. Можно ли вернуть белорусский бензин на рынок РФ в прежних объемах?

— Этот вопрос следует адресовать Минэнерго России, которое контролирует исполнение российско-белорусского межправительственного соглашения, а также к руководству страны. Задача является непростой, поскольку мы договариваемся с суверенным государством, а не с российскими хозяйствующими субъектами.

Со своей стороны, ФАС России начала проверку продаж белорусских нефтепродуктов на территории РФ. Дочерние компании «Белорусской нефтяной компании» зарегистрированы в России, и ФАС имеет право осуществлять проверки их работы на российском рынке.

На одной из бирж происходит псевдоторговля белорусским бензином со встречными сделками. Также ФАС России намерена разобраться, куда уходит внебиржевой товар — кому и по каким ценам, как он хранится? Кто имеет доступ к этому товару, удовлетворяются ли все заявки и по какому принципу? Все это мы проанализируем и сформируем свою позицию с точки зрения антимонопольного законодательства. Если мы установим факты дискриминации, то направим соответствующую информацию руководству страны.

Задача ФАС России — обеспечить приоритетность биржевых продаж белорусского товара, чтобы увеличились крупнооптовые поставки товара. Мы подготовили обращение к Минэнерго о внесении изменения в межправительственное соглашение. Одним из предлагаемых изменений является фиксирование обязательств именно по поставке товара, а не просто по его предложению российским покупателям. Приоритет должен отдаваться реализации белорусского бензина на биржевых торгах в соответствии с принципами регулярности, равномерности, путем двойного встречного аукциона и на условиях анонимности.

 

Риск возбуждения дел заставляет ВИНКи менять практику продаж

 

— Изменил ли ЛУКОЙЛ свой подход к торговле на бирже после недавней жалобы на компанию? У ФАС России остались претензии к ЛУКОЙЛу по этому эпизоду?

— Ответ компании, что она изменила принципы продаж бензина на бирже, а также объяснение, почему раньше
ЛУКОЙЛ торговал иначе — это не все, с точки зрения контроля. Мы ежедневно анализируем все биржевые сделки ЛУКОЙЛа.

Сейчас на базисах ЛУКОЙЛа есть по 3–4 покупателя с рынка, неаффилированных с компанией. На его заводах продолжают покупать товар собственные сбытовые предприятия в каких-то объемах, но появление неаффилированных покупателей свидетельствует о том, что теперь цена соответствует рыночному уровню.

— В какой стадии рассмотрение дел в отношении нескольких нефтяных компаний по признакам манипулирования на бирже? Изменили ли они свое поведение на торгах?

— Это прецедентное дело, так как доказывание манипулирования на бирже связано со сбором серьезной доказательной базы. К началу августа мы рассчитываем собрать необходимые доказательства и принять решение о признании нарушения, либо о его непризнании. Повторю, решение будет вынесено в начале августа.

Мы уже заметили изменения в поведении на бирже тех нефтяных компаний, в отношении которых рассматриваются дела о манипулировании. Сейчас почти нет сделок, заключаемых менее чем за одну секунду. Это означает, что когда в стакан выставляется предложение, у всех покупателей есть возможность акцептовать его, даже если есть какие-то договоренности между нефтяными компаниями.

— Устраивает ли ФАС России исполнение нефтяными компаниями торговых политик на рынке нефтепродуктов? Насколько эти документы выполнили возложенные на них функции?

— Торговые политики не являются панацеей для рынка, но они сыграли свою позитивную роль, став шагом к повышению открытости рынка. Политики раскрыли независимым участникам рынка исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения прямого договора на поставку нефтепродуктов с нефтяными компаниями и их сбытовыми предприятиями.

В результате ФАС России уже почти не получает жалобы на отказ от заключения договоров.

При этом мы стремимся, чтобы торговые политики не были документами в себе, а эволюционировали в соответствии с происходящими на рынке изменениями. Например, «Башнефть» недавно согласовала внесение изменений в ее торговую политику.

В вопросе торговых политик остается еще одно поле для работы. По авиакеросину политику приняла только «Газпром нефть», другим компаниям есть куда развиваться. Пока нет ни одной торговой политики по СУГам, но мы рассчитываем согласовать первый такой документ в этом году.

 

Оборот бензина класса 4 необходимо продлить

 

— Какие риски для рынка бензина несет запрет класса 4 со следующего года? Планирует ли ФАС России выступить с инициативой о продлении оборота автобензина класса 4?

— В этом вопросе мы исходим из принципа, что лучше перестраховаться. По ходу исполнения условий четырехсторонних соглашений мы видим, что есть риски недопроизводства бензина класса 5. По разным оценкам, это порядка 2,5 млн т выбывающего товара в 2016 году.

При этом нет понимания, как эта проблема будет решаться. Все нефтяные компании, особенно те, которые перешли на производство бензина класса 5, говорят, что никаких проблем не возникнет, однако их экономическая заинтересованность в запрете класса 4 нам ясна.

ФАС России совместно с Минэнерго планирует обратиться в правительство с просьбой продлить оборот бензина класса 4 на 2016 год.

— Означают ли ожидаемые проблемы на рынке бензина, что некоторые нефтяные компании не выполнили условия четырехсторонних соглашений?

— Если мы говорим про Iквартал 2015 года, то есть традиционные аутсайдеры и есть компании, которые идут с опережением графика. Однако даты ввода большинства новых установок и завершения модернизации существующих относятся ко второму полугодию 2015 года. Как идет этот процесс, лучше поинтересоваться у Ростехнадзора. Насколько мне известно, претензии к некоторым нефтяным компаниям существуют как в части оформления завершения строительства и реконструкции установок, так и в части проведения работ.

График производства нефтепродуктов в рамках четырехсторонних соглашений пока соблюдается в целом по отрасли за счет лидеров. Но есть и аутсайдеры, которые недопроизводят товар. В числе аутсайдеров традиционно «Сургутнефтегаз». В аутсайдеры попала «Башнефть», снизившая переработку нефти и производство нефтепродуктов в Iполугодии. ЛУКОЙЛ также снижал переработку и производство в Iполугодии. Мы ожидаем, что после восстановления объемов переработки сырья «Башнефть» и ЛУКОЙЛ наверстают график по производству бензина.

Четырехсторонние соглашения в большей степени являются репутационными, а не юридически обязывающими документами. В последние годы были корректировки ЧСС, некоторые компании обращаются с просьбами изменить соглашения. ФАС России исходит из того, что корректировки должны быть обоснованы и одобрены всеми остальными подписантами, а также Минэнерго. Минэнерго России отвечает за производство необходимого количества нефтепродуктов, и если министерство уверено в возможности изменения документов, мы не можем привести контраргументы. В иных случаях мы не согласуем корректировки.