Новости

Удовлетворяет ли Вас качество бензина, продаваемого в Вашем регионе?

Да - 62.6%
Нет - 37.4%

Всего голосов: 203

PrimaMedia, 13.11.2014

 

Монополизация топливного рынка Дальнего Востока создает неудобства автомобилистам, ведет к росту цен на бензин и дизельное топливо, уничтожает малый и средний бизнес. К такому выводу пришли участники собрания независимых топливозаправщиков Приморского края, которое прошло во вторник, 11 ноября, в приморском Уссурийске. Выход из сложившейся ситуации, когда на независимых заправках практически ежегодно исчезают на несколько недель разные виды автотоплива и скачут цены, приморские предприниматели видят в скорейшем принятии федерального закона об обороте нефти и нефтепродуктов, проект которого пылится на полках в Москве уже несколько лет. Ситуацию можно исправить созданием Дальневосточной сырьевой биржи – альтернативе Санкт-Петербуржской, полагают эксперты.

Работой "круглого стола" заинтересовались 27 представителей независимых сетей АЗС Приморья, которые объединяют около сотни автозаправочных станций, а также руководители топливных баз и компаний, занятых бункеровкой. Тон обсуждения задал директор ООО "Комплект-сервис" (торговая марка "Октант") Владимир Чирсков.

Ценовые игры ВИНКов

Как известно, основная часть нефти добывается в России несколькими вертикально интегрированными компаниями, которые владеют мощностями по добыче нефти, ее переработке, а также сбыту топлива, в том числе розничными сетями автозаправочных станций. На Дальнем Востоке таким предприятием является ОАО "Роснефть" в лице своего дочернего подразделения ООО "РН-Востокнефтепродукт". Еще одна компания, перерабатывающая нефть и реализующая автомобильное топливо через сеть собственных АЗС - НК "Альянс", подконтрольная Независимой нефтегазовой компании, которой управляет бывший топ-менеджер "Роснефти" Эдуард Худайнатов.

По словам Владимира Чирскова, он полностью поддерживает планы ОАО "НК ""Роснефть" по реализации нефтегазовых проектов в регионе и ожидает, что это ведущее российское предприятие поможет развитию экономики ДФО.

Однако поведение представителей местных подразделений компании в отношении независимых участников топливного рынка, напротив, вредит и бизнесу, и экономике региона, и объемам налогов, собираемых в местные бюджеты.

- Постоянной проблемой для региона стал дефицит автомобильного топлива, причиной которого служат системные сбои в работе нефтеперерабатывающих заводов, которые на Дальнем Востоке входят в структуру тех же ОАО "Роснефть" и НК "Альянс". Итогом временных остановок "на ремонт" или после аварий (например, пожара Ачинского НПЗ в 2014 году) становится рост цен на автомобильное топливо. Хотя по нашим данным мощностей действующих заводов на Дальнем Востоке достаточно, чтобы обеспечивать нефтепродуктами всех игроков рынка, не допуская дефицита, - говорит Владимир Чирсков.

Во всех странах в связи с остановками НПЗ делают необходимые запасы и стараются не допускать роста цен на топливо, говорит предприниматель. Например, в Белоруссии, НПЗ, выводящиеся на ремонт предварительно увеличивают объемы выпускаемой продукции, так чтобы запасами не допускать дефицита и роста цен. На Дальнем же Востоке искусственно создаваемый дефицит стал нормой. "На время ремонта принадлежащих им нефтеперерабатывающих заводов вертикально-интегрированные компании прекращают поставку топлива для нас, и весь поток клиентов переходит на их АЗС, - делится Чирсков. – Когда летом бензин исчез у BENZO, на нашей заправке во Владивостоке, которая конкурирует с ними, объемы реализации выросли на 35%. По всей видимости, монополисты получают на дефиците не меньшие выгоды".

В августе топливо пропало на заправках ряда независимых сетей автозаправочных станций. В сентябре бензин появился, но его стоимость оказалась выше среднерыночной на 2-3 рубля.

Как выяснилось, оптовая цена реализации нефтепродуктов у ВИНК выше цены реализации на собственных АЗС. В частности, на 30 октября средняя цена АИ-92 на бензоколонках ООО "РН-Востокнефтепродукт" составляла 34,8 рубля за литр, в то время как независимым АЗС его предлагали по 34,9 рубля.

– Оптовая реализация нефтепродуктов по ценам выше, чем они (вертикально-интегрированные компании) делают через свои сети, плавно ведет независимых поставщиков горючего к банкротству или крайне жалкому существованию. Условия, предлагаемые ими – "поставлю топливо, когда хочу, сколько хочу и по каким ценам захочу", независимо от уровня цен розничных сетей ВИНК – неприемлемы. А в условиях монополизации рынка преступны, – высказал свою позицию директор ООО "УссурНефтеПродукт" Юрий Чубко.

- У нас часть АЗС приостановила свою деятельность, сократила рабочий день сотрудникам, говорит представитель ООО "АльфаВладОйл" (торговая марка BENZO) Анна Корытовская. Люди трудоспособного возраста получают эмоциональный удар, который отразится не только на их судьбе, но и на всем обществе в целом. Главное отличие социально ориентированного бизнеса – выполнение обязательств по выплате налогов в бюджет. Независимые АЗС в Приморском крае эту функцию выполняют, перечисляя в бюджеты всех уровней десятки миллионов рублей, - подытожила Анна Корытовская.

Выход - в демонополизации

Топливозаправщики Приморья единогласно проголосовали за проект резолюции, которую намерены отправить президенту России Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву.

- Нельзя более откладывать принятие антимонопольного закона "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации", в полной мере отвечающего нашим пожеланиям и задачам, поставленным президентом России по развитию территорий. Проект этого документа от 2012 г. до сих пор находится на согласовании в заинтересованных министерствах, - говорится в документе. - Необходимо на законодательном уровне обеспечить независимым участникам рынка и сбытовым подразделениям ВИНК равные условия приобретения топлива, что позволит формировать конкурентные цены. Другими словами, и независимые участники и сбытовые подразделения компаний-монополистов должны покупать продукт с биржи. Для этого необходимо увеличить объем реализации, выпускаемой нефтяными госкомпаниями продукции через биржу.

Дальневосточную биржу топливозаправщики предлагают органам власти создать по подобию Санкт-Петербуржской международной товарно-сырьевой биржи.

– Сегодня публичная торговля мешает кому-то воровать. Поэтому необходимо требовать нормальные, справедливые правила игры. Нам необходима "прозрачная" нефтяная биржа в регионе. Нет биржи – нет инвестиционного климата, – высказался председатель правления Дальневосточной организации промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов.

- Дальневосточная международная сырьевая биржа позволит участникам рынка покупать топливо для своих АЗС по рыночной цене. С учетом реализуемой сейчас политики расширения сотрудничества со странами АТР создание дальневосточной биржи будет правильным решением, - считает руководитель приморского отделения общероссийской организации "ОПОРА России" Виталий Гуменюк.

Отстаивать интересы независимых участников рынка будет профессиональная ассоциация. "Пришло время создать ассоциацию со статусом дальневосточной, которая объединила бы бункеровщиков и топливозаправщиков. Власть готова повернуться лицом к бизнесу, главное - правильно сформулировать позицию. Задача ассоциации - защищать своих членов, в том числе от негативного влияния на рынок со стороны монополистов", - говорит Виталий Гуменюк.

В состав рабочей группы по созданию Топливного союза вошли руководители компаний "Дальнефтепродукт", "Октант", BENZO, "УссурНефтеПродукт". Свое содействие в решении организационных вопросов обещала оказать бизнес-омбудсмен Приморского края Марина Шемилина.