Новости

Удовлетворяет ли Вас качество бензина, продаваемого в Вашем регионе?

Да - 62.6%
Нет - 37.4%

Всего голосов: 203

 

 

Бизнес-Онлайн, 30.11.2018

Разрешение независимым АЗС устанавливать розничную цену на топливо на 4% выше, чем на заправках ВИНК, не приведет к удорожанию бензина и дизеля для автовладельцев. В этом заверили вчера на прошедшем в Москве круглом столе, посвященном динамике цен на бензин и возможностям их стабилизации, представители правительства России. Их доводы выслушала корреспондент «БИЗНЕС Online».

В Москве прошел «круглый стол», посвященный динамике цен на бензин и возможностям их стабилизации

 

«ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ДИСКУССИЯ ВЕЛАСЬ С ЦИФРАМИ И В НЕЙ БЫЛО МЕНЬШЕ ЭМОЦИЙ»

Разрешение независимым АЗС устанавливать розничную цену на топливо на 4% выше, чем на заправках ВИНК, не приведет к удорожанию бензина и дизеля для автовладельцев. В этом сегодня убеждали журналистов представили правительства на круглом столе в московском офисе ТАСС. А из доклада-презентации замминистра энергетики РФ Павла Сорокина следовало еще и то, что благодаря снижению общемировых цен на нефть продавать бензин на внутреннем рынке снова выгодно. Хотя на прошлой неделе представители независимого сектора говорили об обратном и приводили по этому поводу немало аргументов.

Видимо, поэтому в начале своего выступления чиновник отметил, что вокруг темы цен на бензин очень много домыслов и спекуляций, намекая на то, как представляют ситуацию частные  АЗС и как ее описывают в СМИ. Сорокин также подчеркнул, что в презентации были приведены усредненные данные. В общем, заранее предупредил, что речь идет о средней «температуре по больнице», хотя в каждом регионе ценники на заправках свои и порой довольно сильно отличаются. Но если все «сложить и поделить», то получается, что с начала года бензин в среднем подорожал на 8,2% до 41,72 рубля за литр, а средняя цена на зимнее дизельное топливо увеличилась на 19,4% до 46,47 рубля за литр.

 

«Очень хотелось бы, чтобы дискуссия велась с цифрами и в ней было меньше эмоций, хотя стопроцентно исключить эмоции из такой темы, как цены на нефтепродукты, невозможно», — еще раз оговорился Сорокин и обрисовал картину на топливном рынке, сложившуюся за несколько лет.

Павел Сорокин: «Мы прекрасно понимаем социальную значимость независимых АЗС, это 150 тысяч сотрудников, как минимум»

 

Он, в частности, напомнил, что изменения налоговых и макроусловий с 2014 года привели к росту цен: с середины декабря 2017-го по октябрь 2018-го нефтяным компаниям было более выгодно продавать бензин и дизтопливо за рубежом, чем на внутреннем рынке. После того как в апреле рост цен на бензин существенно превысил инфляцию, было принято решение о мерах по стабилизации. Иначе независимый розничный сегмент просто не смог бы существовать, подчеркнул Сорокин. «Мы прекрасно понимаем социальную значимость независимых АЗС, это 150 тысяч сотрудников как минимум. Во многих регионах, особенно за Уралом, независимые АЗС обеспечивают топливом население и часто являются единственным источником. Особенно в отдаленных регионах», — сказал представитель минэнерго.

Он также отметил, что последние 8 лет внутренний топливный рынок всегда был премиальным, а в 2018 году впервые за много лет товар стало более выгодно отправлять за границу.

Но из-за снижения внешних цен в ноябре уровень маржинальности восстановился. «Сейчас оптово-розничная маржа находится на уровне 2014 году. Ситуация более-менее стабилизировалась», — сказал Сорокин. По его словам, например, в ЦФО АЗС зарабатывают по 4,2 рубля с каждого проданного литра бензина АИ-92. 

Сорокин также напомнил, что с 1 января следующего года запускаются обратный акциз и демпфирующий элемент обратного акциза, который будет компенсировать разницу между экспортной альтернативой и расчетной ценой. Это позволит при высоких ценах создавать экономический стимул поставлять топливо на внутренний рынок.

Алексей Сазанов: «При особо высоких колебаниях цены на нефть необходимы дополнительные административные меры, которые будут приняты в первом квартале следующего года»

 

«ПРИ ОСОБО ВЫСОКИХ КОЛЕБАНИЯХ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ НЕОБХОДИМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ»

Директор департамента налоговой и таможенной политики минфина Алексей Сазанов тоже говорил о том, что правительство примет дополнительные меры для стабилизации цен на бензин в России в случае резкого колебания стоимости нефти. «При особо высоких колебаниях цены на нефть необходимы дополнительные административные меры, которые будут приняты в первом квартале следующего года», — сказал он.

При стоимости нефти выше $90 за баррель демпфирующий, то есть сглаживающий, налоговый механизм, разработанный правительством для нефтяников, уже не сможет сдерживать рост цен на топливо. В этом случае единственным вариантом станут меры административного регулирования, направленные на изолирование российского рынка бензина.

Сазанов пояснил, что нефтяные компании будут обязаны поставлять определенные объемы топлива на внутренний рынок, чтобы не появилось искусственного дефицита. При этом речь идет об исключении экспорта топлива, приобретаемого компаниями-перекупщиками на бирже. «Административные меры, с точки зрения минфина, состоят в том, чтобы закрыть возможность перекупщикам вывозить на экспорт купленные на бирже объемы нефтепродуктов», — отметил Сазанов.

Кроме того, Сорокин рассказал, что производство бензина в России к 2025–2030 годам вырастет с текущих 40 млн т до 49–51 млн т в год. Внутреннее потребление увеличится менее существенно — с 36 млн т до 42 миллионов. Эти объемы поступят на рынок за счет проведения программы модернизации на НПЗ. На нужды внутреннего рынка будет идти высокооктановый бензин, а объемы, превосходящие спрос, уйдут на экспорт в виде некондиционных нефтепродуктов, пояснил замминистра. Сегодня бензина в России производится примерно столько же, сколько потребляется, а внутренний рынок дизельного топлива сейчас профицитный. Поэтому на экспорт уходит 51% произведенного дизеля. Однако за рубеж идут в основном летний и межсезонный сорта, а зимний дизель почти весь остается в России, так как в нем более высокая потребность.

«Сегодня в СМИ звучало, что разница в 4 процента приведет к росту цен. На самом деле не приведет к росту цен»

«СЕГОДНЯ ВЫШЛИ ЗАГОЛОВКИ В ОДНОМ СМИ О РОСТЕ ЦЕН. ЭТО НЕ СОВСЕМ КОРРЕКТНО»

Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин особо остановился на вопросе 4-процентной разницы в розничных ценах на топливо на независимых АЗС и автозаправках ВИНК.  Он, в частности, отметил, что ФАС и минэнерго выпустили разъяснение, в котором речь идет о том, что стоимость топлива на независимых АЗС может отличаться от цен, которые формируют вертикально интегрированные компании, примерно на 4%. «Это отражает особенности реализации топлива независимыми и ВИНК. Речь идет о рекомендованных соотношениях между этими ценами», — отметил Голомолзин.

«Сегодня в СМИ звучало, что разница в 4 процента приведет к росту цен. На самом деле не приведет. Напротив, созданы предпосылки для того, чтобы эта разница выравнивалась, если условия поставки нефтепродуктов на АЗС ВИНК и независимых равные», — отметил замглавы ФАС. Президент российского топливного союза Евгений Аркуша также опроверг тезис о возможном удорожании топлива: «К сожалению, сегодня вышли заголовки в одном из СМИ о росте цен. Но это не совсем корректно».

Он отметил, что в некоторых регионах в мае цены на независимых АЗС были на 7–8 рублей выше, чем на ВИНК. Но, после того как в соответствии с индикативными ценами стоимость опта снизилась на 10–12 тыс. рублей на тонну, это привело к тому, что пошло сближение цен независимых и ВИНК.

Кстати, изначально разница в ценах в 4% фигурировала в протоколе совещания нефтяников и правительства от 31 октября. Тогда же ФАС было поручено обратить особое внимание на деятельность независимых АЗС, на которых цены превышают индикативные более чем на 4%. Индикативные цены закреплялись в специальном приложении к этому протоколу — оно фиксировало мелкооптовые цены на топливо по каждому региону России в рублях за тонну. Но по этому пункту, по словам Голомолзина, возникли разночтения. Поэтому ФАС и минэнерго выпустили разъяснение, в котором уточнили, что речь идет о допустимой разнице примерно в 4%.

«АЗС крупных компаний зачастую расположены в более привлекательных местах, в больших городах, а АЗС независимых компаний, напротив, в отдаленных районах. Поэтому разница в ценах объективна», — отметил Голомолзин. При этом такая разница допускается и в том случае, если независимые АЗС могут покупать топливо в мелкооптовом сегменте по индикативным ценам в своем регионе, а не только на бирже, где стоимость выше, сказал замглавы ФАС.

Голомозин также заявил, что ФАС не видит необходимости для дополнительных проверок независимых АЗС. По его словам, ФАС и без того регулярно проводит проверки как независимых, так и АЗС вертикально интегрированных компаний.