Новости

Удовлетворяет ли Вас качество бензина, продаваемого в Вашем регионе?

Да - 62.6%
Нет - 37.4%

Всего голосов: 203

 

"Московский комсомолец", 02.06.2014

 

Почему в России, которая является одним из лидеров по добыче нефти и производству горючего, цены на топливо каждый год растут не меньше чем на 10%? Почему в Венесуэле, ВВП которой в 8 раз меньше российского, горючее не дорожает почти 20 лет? Что же толкает вверх ценовую планку топлива на отечественных заправках? В основном это происходит благодаря налоговым маневрам правительства. Например, чиновники готовят новый фискальный сюрприз — они хотят снизить пошлины на экспорт сырья, увеличив при этом налоги на добычу. Нефтяные компании сильно не пострадают — им придется лишь переориентировать свои отчисления государству. Зато для розничного рынка это грозит обернуться топливным дефицитом и ростом цен еще на 15%. Судя по всему, правительству вновь придется требовать от нефтяников фиксации топливных цен, поскольку иных инструментов борьбы с подорожанием топлива в России еще не придумали.

Налоговая удавка

Только за одну неделю с 19 по 25 мая топливные цены в России выросли на 1,7%. В годовом выражении стоимость топлива уже прибавила около 7%, и это не предел. По оценке директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, топливные цены в России в 2014 году вырастут на 10–15%. Литр Аи-92 подорожает с нынешних 29,3 до 32,3–33,7 рубля, а Аи-95 — с 32,6 до 35,8–37,5 рубля.

Российские чиновники продолжают уверять, что подорожание товаров, в частности моторного топлива, вызванное в январе резким обвалом курса рубля, к концу года не превысит уровня инфляции. Министр экономического развития Алексей Улюкаев обозначил этот порог — около 5–6%. Профильные ведомства уже ориентируются на этот показатель в своих планах, прогнозируя ценовую политику в других отраслях экономики. В свою очередь, рыночные эксперты полагают, что инфляция будет гораздо выше — до 12%. Это минимальный порог, на который поднимутся топливные котировки.

Инфляция — не единственный стимул роста цен. Стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих — добыча, транспортное плечо, перегонка (первичная, идущая на сырье для моторного топлива и более глубокая — для получения высокооктановых бензинов) и розничная наценка.

Вместе с этим, несмотря на непростую логистическую цепочку, наибольшая доля (60–65%) стоимости горючего складывается из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает вертикально интегрированные нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается отжать это направление по максимуму.

В бюджеты разного масштаба добытчики черного золота платят несколько видов налогов — это налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители распределяют налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль. Например, в прошлом году нефтяники выплатили лишь на 2,7% НДПИ больше, нежели в предыдущем году. Причем этот рост был скорее связан с изменением правил взимания налогов и размера ставок сборов, нежели с конкретными производственными показателями. По экспортным пошлинам на сырую нефть в сравнении с 2012 годом произошло проседание — на 6,3% (156 млрд рублей).

Вот — новый поворот!

В этом году чиновники готовят производителям и потребителям топлива очередной сюрприз. Минфин предлагает провести так называемый «большой налоговый маневр». С одной стороны, ведомство Антона Силуанова предлагает снизить экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, сократив действующие ставки более чем вдвое уже в 2016 году. Также Минфин предлагает повысить пошлину на темные нефтепродукты в 2015 году только на 75%, а не 100%, как это заложено сейчас в бюджете.

Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство собирается за счет увеличения ставки НДПИ в 2016 году более чем в 2 раза. Чтобы цены на внутреннем рынке резко не рванули вверх, Минфин предлагает в несколько раз сократить акцизы.

В чем же логика этого предложения? Каким образом за счет манипуляции с налогами чиновники намерены продолжать наполнять бюджет нефтедолларами от экспорта сырья и не сильно ударить по карману рядового автолюбителя?

Эффект маневра для бюджета, по мнению Минфина, будет нейтральным. Несмотря на бюджетные потери в 7 млрд рублей в 2015 году, еще через год казна получит дополнительно 87 млрд рублей. Общее влияние на отрасль министерство также считает положительным: компании смогут зарабатывать 280 млрд руб в год по сравнению с прежним сценарием, предусматривающим рост пошлин на мазут.

Влияние на розничные цены будет умеренным: Минфин ожидает роста цен в следующие два года примерно на 1,5 рубля за литр Аи-95 и на 2 рубля — за тот же объем дизеля. При этом министерство предлагает меры субсидирования для прямогонного бензина и авиакеросина за счет налогового вычета по акцизам для компаний, которые поставляют это топливо на внутренний рынок.

Другими словами, нефтяники смогут экспортировать больше нефти и светлых нефтепродуктов, а бюджет компенсирует свои потери, получая больше налогов с добычи черного золота. Розничный рынок России при этом не должен пострадать. Продавцы, которые реализуют свое топливо внутри страны, получат определенные льготы, способные, как полагают чиновники, нивелировать рост НДПИ.

В нефтяных компаниях прохладно относятся к предложениям Минфина. Добытчики сырья полагают, что такие реформы необходимо проводить не за два года, как предлагают чиновники, а за более длительный период. «Переход от уплаты высоких экспортных пошлин к повышенной ставке на добычу нефти — достаточно грубый ход, если его делать в один-два года. Для крупных компаний удобнее все же платить пошлины, нежели НДПИ. Возможно, нам придется перераспределять существующие инвестиционные потоки внутри компании», — заявил «МК» представитель крупного отечественного добывающего холдинга.

Более того, нефтяные компании полагают, что система льгот по стимуляции развития добычи будет нарушена. Производители потеряют интерес к нетрадиционным запасам, в результате все это заденет розничный рынок нефтепродуктов.

Дыры в пустых бензобаках

Независимые эксперты также считают, что реформы, предложенные чиновниками, нарушат спокойствие топливного рынка страны и отразятся на конечных покупателях горючего. Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль считает, что российскому рынку грозит дефицит топлива, что подстегнет его стоимость. Нефтяные компании диверсифицируют потоки нефти и нефтепродуктов за рубеж и снизят поставки на внутренний рынок страны. Рост экспорта сырья из России уже и так достиг двухлетнего рекорда.

Рост цены на бензин — это билет в один конец. Рост уже начался, и в ближайшее время он продолжится. «К посевной, к летней сельскохозяйственной кампании мы начнем ощущать постепенное повышение топливных цен. В будущем году правительство снижает экспортные пошлины на бензин и светлые нефтепродукты. Возможно, это приведет к увеличению поставок российского топлива на экспорт и к снижению — на внутренний рынок», — прогнозирует Сергей Пикин.

Дополнительным фактором, который может сказаться на росте розничных цен, является требование правительства по модернизации компаниями перерабатывающих заводов. Компаниям приходится закупать и запускать в эксплуатацию новые импортные установки, проводить лабораторные исследования, приглашать зарубежных специалистов. «С 2015 года российские нефтеперерабатывающие заводы должны будут производить высококачественный бензин класса «Евро-4» и «Евро-5». Уже это говорит о том, что формула цены на бензин, основанная на уровне инфляции, не сработает. Стоимость топлива уже преодолела уровень инфляции», — полагает Геннадий Шмаль.

Модернизация не решает другую серьезную проблему российской нефтеперерабатывающей отрасли, фундамент которой заложен еще во времена госплановой экономики СССР. В отличие от США, где функционируют несколько десятков мини-НПЗ, которые обеспечивают нужды промышленников на 40–50%, в нашей стране производство топлива сконцентрировано либо по месту добычи, либо вблизи крупных транспортных узлов (железной дороги, морских портов), либо рядом с несколькими крупными городами.

В СССР существовала система талонов, цены устанавливали централизованно, поэтому не было значительной разницы в прейскурантах заправок различных регионов (хотя и бензина на советских АЗС иногда не было). В современной России цены должны формироваться на основе рыночного метода. Транспортная составляющая в стоимости горючего напрямую зависит от географического месторасположения. Чем дальше регион находится от производства горючего, тем выше цены на местных АЗС.

Кроме того, практика мини-НПЗ в нашей стране развита слабо, а практически все крупные заводы по производству бензина являются структурными подразделениями нефтедобывающих компаний, внутрикорпоративная политика которых в основном зависит от доходов материнской организации. Маневров для конкуренции у независимых розничных продавцов топлива практически не остается. Им приходится довольствоваться небольшой маржей, выделяемой им основными игроками, или торговать себе в убыток, что зачастую приводит к поглощению бизнеса.

Вопреки прогнозам

Как утверждают отечественные чиновники, мировые экономические тренды ставят цены на топливо внутри России в зависимость от международной конъюнктуры. Впрочем, в таком случае стоимость горючего в нашей стране должна снижаться. Например, в США розничная цена бензина на АЗС опустилась до шестинедельного минимума. Средняя стоимость автомобильного топлива категории Regular (аналог Аи-92) с учетом налогов не превысила $3,3 за галлон ($0,87 за литр). Исторический максимум для цены бензина на АЗС США зарегистрирован в июле 2008 года — $4,15 за галлон. В Израиле топливные цены также снизились.

Однако российские цены на горючее будут расти. По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, бензин будет дорожать темпами, намного опережающими инфляцию. «По расчетам чиновников, инфляция в России не выйдет за пределы 5%. Уже сейчас понятно, а падение курса рубля это отчетливо подтверждает, что средний рост потребительских цен к декабрю грозит составить до 12%. Бензин на этом фоне может вырасти в цене примерно на 16–17%», — полагает эксперт.

Сдержать такой внушительный рост цен на горючее, по мнению независимых наблюдателей, правительство сможет, задействовав скорее авторитарные, нежели рыночные механизмы и инструменты. Предотвратить острую социальную реакцию государство может путем регулирования нормы прибыли нефтяников. Например, на основе реальной себестоимости бензина в отдельно взятом регионе чиновники могут установить определенный порог, выше которого нефтяные компании не могут продавать топливо на внутреннем рынке. Крайне маловероятно, что в нынешних условиях государство выберет именно такой способ решения топливной проблемы. С одной стороны, препятствием станут сами нефтяники, которые, напротив, постоянно требуют снижения налогов, объясняя это необходимостью инвестирования различных проектов. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, отнимая лишний доллар у топливных компаний, государство фактически лишает себя дополнительного заработка. Поэтому столь жесткий путь ограничительного подхода вряд ли будет использован.

Скорее чиновники прибегут к излюбленному методу закрытых прямых переговоров с руководителями нефтяных компаний, в ходе которых внутренние цены горючего будут заморожены на некоторое время на определенном стабильном уровне. Подобных переговоров стоит ожидать ближе к лету, когда спрос на топливо увеличится, что при повышении экспортных объемов приведет к еще одному серьезному подорожанию.

МЕЖДУ ТЕМ

Российское правительство далеко не единственное в мире, кто предпочитает обращаться к искусственному регулированию топливных цен, нежели использовать рыночные механизмы стабилизации стоимости горючего. Более того, власти этих стран обдуманно идут на серьезные субсидии, компенсируя своим гражданам расходы на покупку бензина. Например, стоимость автомобильного топлива в Венесуэле не меняется на протяжении 17 лет. Литр высокооктанового бензина стоит там 9 сентимов, то есть заправка 50-литрового бака обходится в 4,5 боливара. По официальному обменному курсу американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина обходится водителю всего в 75 центов, или примерно 25 рублей.

В Каракасе понимают, каким тяжким грузом ложится на бюджет практически бесплатный бензин для населения. В конце прошлого года была обнародована статистика: ежегодные топливные субсидии в Венесуэле превышают $12 млрд.