«Коммерсантъ»,  27.09.2021

 

Тренд на повышение биржевых цен на бензин будет сохраняться как минимум в ближайшие недели, считают эксперты, учитывая рост стоимости нефти и осенние ремонты на российских НПЗ. В рознице цены сдерживаются, поэтому предпосылок возвращения АЗС к прибыльности пока нет. Минэнерго уже требует от нефтекомпаний увеличить продажи бензина на бирже.

Стоимость бензина на оптовом рынке в европейской части РФ к концу сентября достигла исторических максимумов. По данным биржи СПбМТСБ, 24 сентября Аи-95 и Аи-92 подорожали на 0,32% и 0,66%, до 60,57 тыс. и 56,581 тыс. руб. за тонну соответственно. По оценке Анны Лишневецкой из «Петромаркета», напряженность на топливном рынке и рост цен сохранятся в ближайшие недели.

Так, нефтекомпании начали ремонтные работы ряда крупных НПЗ, что привело к снижению производства. За сентябрь производство бензина в среднем составило 107 тыс. тонн в сутки, что на 1,6% ниже, чем в сентябре «допандемийного» 2019 года, рассказала госпожа Лишневецкая. Ситуация осложняется относительно низким уровнем накопленных запасов, с которым участники рынка вступили в ремонтный период. «Если на конец августа 2019 года уровень запасов на НПЗ и нефтебазах составлял порядка 1,9 млн тонн, то к началу сентября текущего года — только порядка 1,5 млн тонн»,— отмечает аналитик.По ее мнению, несмотря на то что в сентябре производители существенно сократили отгрузки бензина на экспорт относительно сентября 2019 года, удовлетворение спроса на внутреннем рынке потребует еще большего снижения запасов.

Текущему росту биржевых котировок способствует высокий уровень внешних цен на нефть и нефтепродукты, полагает Евгений Тыртов из Vygon Consulting. С начала сентября европейские котировки на нефтепродукты подросли на 2% и почти достигли годовых максимумов (уровня начала августа). При этом рост стоимости топлива внутри РФ ограничен действием демпфера, в рамках которого нефтекомпании получают компенсации в случае, если экспортная цена топлива превышает цену внутри РФ.

На колебание биржевых цен оказывает влияние продолжающийся период ремонтов на нескольких НПЗ, а также начавшийся переход топливного рынка от летних сортов топлива к зимним, сообщили “Ъ” в Минэнерго. Министерство рекомендовало компаниям увеличить отгрузки топлива на биржу, при этом на прошлой неделе суточные биржевые поставки по бензину Аи-92 находились на уровне 19,8 тыс. тонн, по Аи-95 — около 10,8 тыс. тонн, что на 24% и 36% выше, чем в сентябре 2019 года.

В Минэнерго считают текущий уровень производства в 106 тыс. тонн бензина в сутки нормальным для начала сентября, а уровень запасов — высоким. Там ожидают, что по завершению ремонтов на НПЗ дальнейший рост объемов производства бензина поспособствует стабилизации биржевых цен.

Увеличение стоимости топлива на бирже приводит к все большим убыткам для розничного бизнеса, поскольку власти сдерживают конечную цену бензина.

По данным «Петромаркета», средний уровень убытков от торговли бензином на АЗС оценивается в 2,8 руб. на литр для Аи-92 и 1,2 руб. на литр для Аи-95. Вернуть прибыльность АЗС, полагает Анна Лишневецкая, может либо снижение оптовых цен, либо увеличение демпфера.