РИА Новости/Прайм, 29.05.2018

Продажа нефти и нефтепродуктов на экспорт сейчас намного выгоднее продажи бензина внутри страны, поэтому для сдерживания цен на бензин нефтекомпании нужно «вернуть» на внутренний рынок, считает глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.

«Чтобы вернуть в русло цены, чтобы не было так выгодно экспортировать, нужно сделать экспортный паритет сопоставимым с нашими внутренними ценами. Для этого надо повысить экспортные пошлины, снизить акциз, рубль привязать к нефтяным ценам. Тогда все было бы нормально», — сказал РИА Новости Аркуша.

При этом эксперт признал, что такие меры будет сложно реализовать, поэтому самым вероятным решением проблемы должно стать жесткое административное давление на нефтяные компании для насыщения рынка внутреннего топлива и наращивания объема продаж на бирже.

«Цены растут, потому что сейчас наблюдается чрезвычайное превышение экспортного паритета над внутренними ценами. Как правило, внутренний рынок насыщается, когда внутренние цены выше экспортных на несколько тысяч рублей, и тогда цены на автобензин не растут. Сейчас же производители, увеличивая свой доход, увеличивают поставки любых видов топлива на экспорт. Автомобильный бензин у нас не экспортируется, он за рубежом не нужен. Экспортируется нафта, прямогонный бензин — некие полупродукты. То есть, компании, меняя структуру производства, снижают выпуск бензина», — пояснил Аркуша.

По его словам, одной из причин такого перекоса стала тарифно-налоговая политика государства, в том числе не доведенный до конца налоговый маневр. «Акцизы были бы 2,5 тысячи рублей по дизельному топливу вместо 7 тысяч, по бензину — 4 тысячи рублей вместо 11 тысяч, но реализовано было по-другому, и акцизы росли», — добавил Аркуша.

«Очень важный момент — курс рубля к доллару. Сейчас он отвязан от нефтяных цен, сейчас цены на нефть растут, а рубль падает — и становится все выгоднее экспортировать», — заключил он.