logo-izvestiya, 17.02.2017

В этом году сезонного удешевления бензина в январе не произошло. По данным Росстата, цены выросли на 0,8% по сравнению с падением на 0,4% годом ранее. Причины — повысившиеся издержки нефтяников из-за налогового маневра в отрасли, ожидание грядущих изменений, а для Москвы — еще и ремонт ближайших НПЗ. По прогнозу компании «Алгоритм топливный интегратор» (АТИ), в феврале цены еще поднимутся.​​​​​​​

Средняя стоимость бензина Аи-92 в России с начала года выросла на 28 копеек до 35,84 рубля за литр, свидетельствуют данные издания «Индикаторы российского рынка нефтепродуктов», которое еженедельно выпускает Thomson Reuters. Самый большой рост произошел в Приволжском федеральном округе — на 38 копеек, до 35,59 рубля за литр. Остальные регионы также отличились значительными темпами роста: например, на 36 копеек подорожал бензин на Урале — до 34,58 рубля за литр.

— Обычно первые два месяца года отличаются стабильностью цен, даже некоторым спадом, а сезон 2017 года дал прибавку, — заметил ведущий аналитик АТИ Виктор Костюков.

Нынешняя ситуация обусловлена тем, что в 2017 году проходит завершающая фаза налогового маневра нефтяной отрасли, который был введен с 1 января 2015 года. Он заключался в снижении вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Из-за этого стоимость нефти на внутреннем рынке увеличилась.

— Мотивация нефтяных компаний к началу 2017 года окончательно переключилась с переработки и реализации топлива с высокой добавленной стоимостью на экспорт сырой нефти, — объясняет Костюков. — Маневром снижены барьеры на экспорт нефти и нефтепродуктов.

По его словам, в результате переработка для большинства НПЗ, не успевших провести глубокую модернизацию, стала убыточной.

— Чтобы маржу переработки вытащить из зоны убыточности, производители топлива организовали рост биржевых индексов с помощью сокращения первичной переработки и доступными маркетинговыми средствами, — рассказывает эксперт. — Из-за этого и начали расти розничные цены.

По прогнозу Костюкова, цены в рознице продолжат расти во второй половине февраля, так как в январе подскочили оптовые и мелкооптовые индексы цен на топливо.

— Я называю этот процесс перестройкой цен под новые обстоятельства налоговой реформы в нефтяной отрасли, — резюмирует эксперт.

При этом всплеск цен на дизельное топливо более яркий, чем на бензин. Оно с начала года по данным Thomson Reuters в среднем подорожало на 36 копеек — до 37,53 рубля за литр, причем в большинстве регионов рост составил больше 40 копеек. Например, в Южном федеральном округе дизель подорожал на 60 копеек — до 37,16 рубля за литр, в Северо-Кавказском округе — на 55 копеек, до 35,33 рубля за литр, в Центральном — на 46 копеек, до 36,65 рубля за литр.

— Цены в рознице растут в рамках инфляции. Хотя обычно в зимний период цены не  падают. Дизтопливо подорожало из-за аномально холодной зимы, в случае с бензином сказывается высокая стоимость экспортной альтернативы — ведь за рубеж его продать можно дороже, — заявил вице-президент Российского топливного союза (РТС) Ринат Фаттахов.

Трейдерам выгоднее продавать топливо на экспорт, чем реализовывать на внутреннем рынке, соглашается аналитик «Алор» Кирилл Яковенко. Такая тенденция продолжается уже не первый год и стала традиционной причиной роста цены на топливо, говорит он.

Виктор Костюков отметил, что в Москве литр бензина в среднем с начала года подорожал на 30–50 копеек, а дизельное топливо – на 70 копеек. Сейчас в Москве бензин Аи-92 стоит порядка 36 рублей за литр, Аи-95 — 39 рублей, дизтопливо — 37,5 рублей.

— Рост цены топлива обусловлен несколькими факторами: опасения по дефициту нефтепродуктов в результате длительного ремонта на Московском НПЗ и грядущая профилактика на Ярославском НПЗ — это два ближайших завода к Москве. Разумеется, как только оптовые закупки с прошлого года иссякнут (а они по моим ощущениям на исходе), первое, что поползет вверх, — цена бензина, — прогнозирует Кирилл Яковенко.