Алтайская правда,

12.08.2015

 

СМИ каждый день сообщают о падении фьючерсов на нефть. И экономически безграмотный владелец автомобиля думает, что за этим последует снижение ценников на автозаправочных станциях. Но происходит наоборот: за последний месяц бензин подорожал на 2-2,5 рубля за литр и вряд ли подешевеет. Мы попросили объяснить этот парадокс председателя Алтайского топливного союза Юрия Матвейко

Причины роста

Вместе с падением цен на нефть меняется соотношение рубль – доллар. У вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), занимающихся и добычей, и переработкой нефти, снижается валютная выручка от продажи черного золота на экспорт. Ее надо каким-то образом компенсировать. Первое, что приходит на ум – поднять цены на бензин для отечественного потребителя. Но Юрий Матвейко напоминает, что цена нефти в бензине составляет всего 10-12%. Поэтому скачки стоимости нефти на мировом рынке на бензине сильно не отражаются.

Одна из причин роста – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Мы уже рассказывали читателям, что с 1 января этот налог был поднят, что привело к подорожанию нефти на внутреннем рынке практически в два раза. Даже если принять во внимание, что ВИНКи сами и добывают, и перерабатывают, то всё равно им приходится платить с каждой тонны нефти НДПИ, который в цене бензина составляет примерно 3 рубля на литр.

Второй фактор роста – акцизы, которые растут у нас с 2013 года, повышаясь с января и с июля. Доля этого косвенного налога в цене бензина сегодня составляет 18-20%.

Третья и, пожалуй, основная причина – повышенный спрос на топливо при отсутствии должного предложения от производителей.
Напомним, порядка 90% производимых ВИНКами в России нефтепродуктов продается для независимых АЗС на бирже «Санкт-Петербург», остальные объемы они реализуют на собственных автозаправках.

В России производится порядка 37-38 млн тонн бензина и практически столько же потребляется. В связи с экономическим кризисом ожидалось сокращение объемов перевозок и, как следствие, потребления топлива, но не учли туристов, которые вместо заграницы отправились в путешествия по собственной стране, что увеличило в июле потребление бензина на 3,5%.

Недобросовестная конкуренция

Юрий Матвейко говорит, что за лето оптовые цены на бензин у независимых алтайских операторов, которые приобретают топливо у компании «Газпромнефть-Региональные продажи», поднялись на 8 рублей. Это привело к убыточной работе их АЗС.

В июле Алтайский топливный союз отправил руководителю УФАС края заявление о нарушении антимонопольного законодательства. В нем приводится мнение независимых участников рынка, согласно которому резкое существенное увеличение оптовой цены одной из дочерних компаний «Газпромнефти» и сохранение на прежнем низком уровне розничной цены другой дочки «Газпромнефти» приводит к ограничению конкуренции. Независимые операторы, покупая бензин по более дорогой цене, вынуждены поднимать розничную цену выше, чем у розничного звена «Газпромнефть», теряя при этом объемы реализации, либо продавать по конкурентной цене, но с убытками.

Профилактические ремонты

Председатель Алтайского топливного союза предупреждает, что в ближайшее время на рынке может возникнуть дополнительный дефицит бензина. Начиная с конца августа на профилактический ремонт остановятся три нефтеперерабатывающих завода – в Омске, Ачинске и Ангарске. Работы будут длиться от двух недель до месяца.

– 6 августа я принимал участие в совещании в Новосибирске, где обсуждали, как преодолеть возможный дефицит топлива, – рассказывает Юрий Матвейко. – Присутствовали руководитель ТЭК Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин, представители головных компаний «Роснефти» и «Газпромнефти», санкт-петербургской биржи и представители независимых сетей АЗС. Впервые на совещании нефтяные компании услышали, что такая проблема есть, и пообещали заместить выпадающие в связи с ремонтами НПЗ объемы топлива путем переброски бензина с европейской части страны.

На уборочной кампании дефицит бензина не должен отразиться, так как селяне для техники используют в основном дизельное топливо. А его производится в стране почти вдвое больше, чем потребляется.

Когда петух клюнул

Согласно нормам технического регламента, согласованного со странами Таможенного союза, с 1 января 2016 года все автозаправочные станции должны продавать бензин не ниже «Евро-5». Поскольку еще не все заводы вовремя провели реконструкцию и перешли на выпуск столь высококлассного топлива и вряд ли успеют к намеченному сроку, то со следующего года может возникнуть дефицит топлива в 2,5-3 млн тонн.

Казалось бы, если есть дефицит качественного бензина, то почему бы не побеспокоиться заранее о реконструкции. Видимо, у некоторых топ-менеджеров ВИНКов были другие инвестиционные планы. А когда жареный петух клюнул, нужных денег не нашлось. По словам Юрия Матвейко, перевод завода на выпуск бензинов класса «Евро-5» обходится в миллиарды долларов.

Если резюмировать вышесказанное, то экономических предпосылок для понижения цен ни в опте, ни в рознице нет. Даже если предположить, что к зиме произойдет снижение спроса, то ждать падения цен не приходится: нефтяные компании будут пытаться компенсировать инфляционные потери и обязательства перед кредиторами, которые они брали в долларах, а думать об интересах потребителя они будут в последнюю очередь.